Начало поиска
Собирание родословной – занятие захватывающее, увлекательное, но при этом требующее терпения, внимания и аналитических способностей. Надеемся, что эта инструкция поможет всем разобраться в хитросплетениях семейной истории. Любая подробность из биографии предков может стать той веточкой, уцепившись за которую можно добраться до макушки семейного древа. Помните об этом. Главное – это правильный старт.
Вице-президент Русского генеалогического общества Н.В. Благово пишет в своей работе "Советы начинающему генеалогу":
Приняв для себя решение о написании истории рода, своего, своих знакомых или какого-либо исторического лица, постарайтесь как можно лучше осознать тот факт, что Вы начинаете создавать исторический документ (а не очередное школьное сочинение). То есть документ, который будет, как минимум, храниться в Вашей семье и передаваться из поколения в поколение, или, что вполне возможно, будет опубликован и поступит в библиотеки. Поэтому отношение к такому труду должно быть максимально добросовестным, а лучше всего – безупречным, невзирая на то, крупная это работа или её объём составит всего 5-10 страниц.
Начиная заниматься генеалогией, ни в коем случае не следует полагать, что интересны и заслуживают описания лишь истории родов знаменитых исторических лиц. Помните: история каждой семьи является неотъемлемым кусочком истории нашей страны! Исходя из этого, без сомнения и колебания следует поддержать каждую попытку составления и описания родословной, независимо от того, лежат ли его известные корни в начале XX века или уходят, например, в середину XVII столетия, служил ли предок автора конюхом на царской конюшне или командовал русскими войсками при пленении Шамиля. Можно утверждать, что составление родословной, в конце концов, должно стать не только обязанностью, но и естественной потребностью каждого человека, которая, прежде всего, будет основываться на важнейшей составляющей воспитания личности – уважении предков. Ибо, как справедливо заметил в своё время ещё великий А. С. Пушкин, «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности»».
Важно! На каждого родственника нужно завести что-то вроде досье: записать даты жизни, место рождения, места учебы, службы в армии, работы, зафиксировать сведения о наградах, дипломах, словом, собрать все, что о человеке известно.
В какой-то момент Вы ощутите недостаток информации. Например, о прадедушке известно место работы и больше ничего. Или: у Вашей прабабушки была сестра, а имя ее неизвестно. Значит, наступило время второго этапа работы: изучения семейного архива и сбора устных рассказов родственников. Если у Вас есть пожилые родственники, не теряя времени, отправляйтесь к ним и запишите их рассказы на диктофон или даже на видеокамеру.
Заранее попросите отыскать старые фотографии, письма, документы. Будьте терпеливы и внимательны, запаситесь ручкой и бумагой: техника иногда подводит. Знайте, что зачастую именно устные свидетельства позволяют понять хитросплетения биографий, не отраженные в документах
Важно! Иногда в документах писали неверные сведения, поэтому нужно тщательно проверять данные. Например, в документах после 1917 г. может быть неверно указано сословие, из которого происходил человек (особенно это характерно для дворян, купцов, священнослужителей). Родственники могут указать это сословие точнее.
Бывает так, что люди не хотят вспоминать какие-то моменты жизни. Не настаивайте, расспросите о нейтральных вещах: где жили, где учились, где работали. Это тоже очень ценные сведения. Сопоставляя рассказы, можно сделать интересные выводы.
Важнейшие вехи биографии фиксируются в документах, которые сопровождают человека всю жизнь, с рождения до смерти. Поэтому на третьем этапе необходимо у родственников и у себя дома разыскать семейные документы: свидетельства о рождении, смерти, браке, дипломы, трудовые списки и книжки, членские билеты, удостоверения, грамоты, письма, фотографии (с подписями), письма и открытки и т.п. Сопоставив устные рассказы и документальные свидетельства, дополнить сведения, внесенные в родословное древо.
Как правило, в семейных архивах хранятся сведения за 20-й век, и на четвертом этапе за новой информацией нужно обращаться в государственные федеральные и региональные, а также ведомственные (предприятий и организаций) архивы. Чтобы правильно составить запрос в архив, необходимо установить географический критерий поиска. Например, известно, что прадедушка родился в Фатежском уезде Курской губернии. Следовательно, нужно посылать запрос в государственный архив Курской области. Или: известно, что прабабушка работала в министерстве финансов, и там лежит ее личное дело. Тогда нужно посылать запрос в ведомственный архив министерства финансов. Довольно часто описание фондов архивов можно найти в интернете.
Важно! Если у Вас есть свидетельство о смерти родственника, но нет свидетельства о рождении, Вы можете отправить запрос в Архив управления органов ЗАГС.
Если Ваши родственники были репрессированы, Вы можете отправить запрос в архив ФСБ с просьбой предоставить для ознакомления архивно-следственное дело, в котором могут быть указаны биографические данные родственников.
Краткий алгоритм
поиска корней
рядовой российской крестьянской православной семьи
(типичный вариант)
Этот алгоритм составил историк-архивист и генеалог Сергей Владимирович Трофимов, проживающий в городе Каменск-Уральский (его почта — strofimov@mail.ru, можете с ним связаться и о чем-нибудь его спросить). Итак:
1. Опрос родственников
2. Работа с семейным архивом
3. Работа в библиотеке
4. Работа в областном государственном архиве
4.1. Поиск архива
4.2. Работа с описями в архиве
4.3. Работа с архивными документами
5. Работа в федеральных архивах и музеях Москвы и Петербурга (в основном в РГАДА)
6. Сбор биографических материалов о членах рода
7. Окончательное закрепление полученных знаний о роде среди потомков
Начальный этап исследования родословия — самый важный. Не опросив родственников, вы не сможете перейти к следующим этапам. При этом вам необходимо привлечь родственников к сотрудничеству, ведь они должны не только делиться с вами воспоминаниями, но и извлечь из закромов документы и фотографии, которые в изобилии хранятся в каждой семье, во многих семьях люди и не помнят, что у них лежит, где, и почему оно у них появилось. У меня, например, дома есть копия свидетельства о смерти моего прадедушки, который умер, когда я была еще очень маленькой, и как эта копия ко мне попала, я даже не представляю. Отсюда мораль — начните с собственных «закромов», просмотрите все документы, которые хранятся у вас дома, старые фотографии и другие семейные реликвии.
Примерный перечень тем для обсуждения
I. Детство – ранняя юность.
Блок «Семья».
1. С кем жили (родители, бабушки-дедушки, братья-сестры, дяди-тети, вообще родичи, ощущение семьи и близких).
2. Кто чем занимался: профессии, переезды по месту работы, домашние дела. Если помнят, спросить о сословии предков, о собственности до революции.
3. Кто что любил/не любил, взаимоотношения, конфликты, примирения, разрывы отношений (про конфликты и разрывы специально не спрашивать, но отслеживать, вопросы задавать по ходу беседы аккуратно). Разводы и повторные браки, внебрачные дети (аккуратно). Кто был особенно близок.
4. Кто умер рано. Вообще потери. Состояние здоровья, несчастные случаи.
5. Праздники – как отмечали. Вообще значимые события (что казалось значимым).
6. Семейная память о социальных событиях (и отношение к ним), которые повлияли на семью, – Первая мировая война, революция, гражданская война, коллективизация, индустриализация, Отечественная война, репрессии, оккупация, всеобуч, гонения на религиозность, отрицательное отношение к богатству и собственности и пр. Изменение уклада жизни.
7. Военное и послевоенное детство.
8. Семейные реликвии – что сохранилось (иконы, часы, вышивка, старые фото, документы, награды, украшения, игрушки и пр.).
NB. Часто дети репрессированных, если они смогли реализоваться (вступить в партию, сделать карьеру и пр.), отрицают факт репрессий. Часто отрицают наличие второй семьи, любовных связей, особенно во время войны. Часто события искажаются в памяти, все нужно проверять.
Блок «Место детства».
1. Где жили (населенный пункт, улица, соседи).
2. Чем известно место. История места.
3. Как освоено место: где гуляли, ходили (дороги, лес/горы, водоемы, сады, пастбища). Кладбища, заброшенные церкви.
4. Какие-то особые «секретные» места.
Блок «Быт».
1. Что ели/пили, где добывали пропитание, где брали воду. Карточная система. Голод 1920-х гг., голод 1946-47 гг. Вообще достаточность питания.
2. Одежда, обувь, где добывали (шили, делали сами и пр.).
3. Деревенские приспособления в быту.
4. Как распределялось пространство дома: кто где спал, где ели, где хранили одежду, где делали уроки, было ли электричество.
5. Домашние животные (особенно для деревенских).
Блок «Занятия».
1. Домашние обязанности, работа в колхозах.
2. Учеба (школа/училище, где находились, учителя, одноклассники, любимые предметы).
3. Пионеры, комсомол, общественная нагрузка.
4. Спорт.
5. Каникулы.
Блок «Отношения со сверстниками».
1. Друзья/враги.
2. Ссоры, драки, примирения, игры.
II. Юность - зрелость.
Блок «Учеба и профессия, занятия».
1. Получение образования (почему выбрали то или иное учебное заведение, нужно ли было уехать из дома). Нарушение/поддержание семейных традиций в профессиональной сфере.
2. Расставание с домом, жизнь на новом месте (если), новые друзья, обязанности, встречи, путешествия.
3. Служба в армии.
4. Круг чтения, интересов.
5. Участие в значимых для страны событиях (Целина, БАМ, другие стройки и пр.).
6. Спорт.
Блок «Семья».
1. Создание собственной семьи. Дети.
2. Отношения с родителями, связи с другими родственниками, переписка.
3. Жилье (жилищные условия, бараки/коммуналки, получение квартиры, покупка участка земли, строительство дачи).
4. Быт, изменения быта (отмена карточек, покупка машины, холодильника, стиральной машины, телевизора).
5. Деньги и денежные реформы.
6. Отпуск – как и где проводили.
7. Выезды за границу.
8. Медицина.
9. Семейные традиции. Сохранение семейных реликвий, семейного архива.
10. Реабилитация репрессированных родственников.
Блок «Место работы, карьера».
1. Места работы, профессиональные достижения/провалы.
2. Смена мест работы. Сослуживцы. Начальники/подчиненные.
3. Влияние политики партии, происхождения на карьеру (аккуратно).
4. Награды, звания.
5. Выезды за границу по работе. Общение с иностранными партнерами.
Блок «Советское общество».
1. Отношение к Сталину, Хрущеву, Брежневу, КГБ, диссидентам.
2. Социальные ценности.
3. События: полет в космос, субботники, праздники (1 мая, 7 ноября) и пр. Чувство общности.
4. Начало празднования Дня победы.
Блок «Война».
1. Участие членов семьи в войнах (в т.ч. в Афганской).
2. Сохранение в семье памяти о войне (письма, награды, фотографии). Передача материалов в музеи и пр.
3. Поиск предков, участвовавших в войнах.
4. Школьное поисковое движение в 1970-х гг.
В ходе беседы желательно уточнять имена, даты, названия населенных пунктов, названия учреждений/колхозов, номера войсковых частей и пр.
Далее: Вопросник